08.10.2015
Что такое «рекомендация»? Это некая информация от лица конкретной личности или представителя конкретной организации, которая может дать предметную «картинку» о трудовом опыте и способностях соискателя.
В настоящее время «рекомендация» применительно к поиску работы охватывает значительно больший спектр явлений, чем раньше. В своё время человек шёл на беседу, имея с собой рекомендательные письма от определённых людей, с печатями и подписями. Сейчас же именно такой вариант крайне редок. Всё происходит не совсем так или даже вовсе иначе.
Разумеется, вариант вручения рекомендательных писем при собеседовании вполне может сработать и сейчас. Но чисто практически он либо невозможен, потому что нет у соискателя таких людей, кто мог бы их написать (например, идёт поиск первого рабочего места), либо просто не нужен, так как соответствующие люди могут просто загодя позвонить и разъяснить. Или даже обговорить ситуацию при встрече.
Каковы же формы современной рекомендации?
Прежде всего, следует выделить две большие группы. Первая группа – это специально формируемая информация под задачу. То есть — те же рекомендательные письма, звонки, сообщения в различных чатах и т. д. Перед неким заинтересованным человеком встаёт задача найти работу и другие люди, заинтересованные в успехе этого начинания, помогают своим авторитетом и заверяют возможного работодателя, что человек действительно профессионал в своем деле. Стоит отметить, что инициатива общения может исходить как со стороны рекомендателя, так и со стороны работодателя.
Вторая группа — это невольные или пассивные рекомендации, которые возникают в силу самого факта какой-либо доступной информации о соискателе. Наиболее очевидный вариант — это информация из социальных сетей.
Какие проблемы могут проистекать в соответствии с этой группировкой? В первом случае соискатель может очень сильно пострадать, если какое-то лицо прямо желает ему неудачи, либо же соискатель действительно наделал дел и есть человек, который будет готов об этом рассказать.
Как с этим можно бороться? Быть ответственным работником и всегда признавать и исправлять свои ошибки. Не плодить врагов. Если найдётся кто-то, кто будет готов сообщить негативную информацию, то постараться найти и того, кто всё же даст положительную характеристику.
Во втором случае сложность проистекает от того, что никогда не угадаешь с тем, кто, что и где заметит такого, что выйдет нежелательным. Но коль скоро угроза может прийти отовсюду, то самое разумное – это вообще вести себя разумно всегда и во всём.
Самое же лучшее решение – это взять вопрос рекомендации в свои руки и воспользоваться убеждающей силой собственного портфолио. Здесь уже всё будет конкретно — вот вам компания, вот вам результат. Разумеется, у новичка портфолио не будет, но, если уж честно говорить, и сам феномен рекомендаций более значим для тех, кто уже достаточно давно в деле. У кого нет репутации и опыта — тому терять нечего, а у кого есть — тому и приходится более детально следить за собой и доказывать успешность собственных действий.