28.10.2016
Эта заметка будет одинаково полезна сразу двум категориям людей — руководителям и работникам. Первым стоит обратить на неё внимание, чтобы не терять хороших работников, вторым же важно вовремя понять неадекватность руководства компании.
Итак, всем известна живительная сила всяческих эмоциональных накачек, которые руководитель направляет своим подчинённым. В разных культурах это принимает разные формы, а где-то почти не требуется. И всё же даже в среде японских трудоголиков разносы и внушения от начальства столь же вероятны, как среди американских или русских работников.
Сила живительная и, как показал опыт сталинского руководства, периодическая встряска восприятия достаточно эффективное средство в кадровой политике. Но по большому счету любая необходимость повышенных речевых оборотах — свидетельствует об авральности ситуации. Подчинённые, конечно, люди, а всякий человек запросто может «упороть» что угодно. Но всё же в целом авральность есть признак слабости руководства, когда начальник не может наладить работу человеческого коллектива, и управление происходит в ручном режиме.
Соответственно, первая проблема возникает, если авральность управления становится обычным фоном. Одно дело случайные всплески эмоций, это бывает, совершенно другое, если руководитель постоянно «позволяет себе».
На практике это может проявляться, например, в постоянном использовании обсценной лексики, а также каких-то коротких, мало поясняющих указаний. То есть, работники каждый раз вынуждены гадать, что точно нужно сделать, и в итоге точно ничего не делают.
Вторая большая проблема – это так называемое “вхождение в понимание». Возможно, труд сделал из обезьяны человека, но основная часть современных людей совершенно не испытывает энтузиазма от любой формы вынужденного труда. Люди в отпуске, например, совершают эпичные походы по горам, выкладываются, тащат грузы, и счастливы там в каждый миг. А на работе с понедельника ждут пятницу. При этом могут заболеть, у них могут возникнуть неотложные семейные дела, ещё какие-то расклады. Мягкий начальник, который будет постоянно входить в понимание, рискует падением дисциплины и ответственности. В то же время чрезмерная жёсткость начнёт снижать мотивацию работников, ведь ситуации действительно бывают разные. Обеим сторонам в этом деле очень важно поддерживать разумный баланс. Типичное проявление императивного дисбаланса — это регулярные выходы работников на работу в выходные, но при этом у них нет возможности полежать несколько дней в больнице или реализовать свой отпуск хотя бы двумя большими периодами. Если человек упрётся на защиту своих интересов, то рискует оказаться во внешне проигрышной позиции, когда будет виноватым просто в желании отдохнуть в выходные. А ведь по большому счёту работа в выходные это опять же зачастую признак авральности.
Соответственно, на одной шкале спектра у нас должен быть опытный руководитель, с интеллигентной, но в меру жёсткой манерой общения. Понимающий жизнь и ситуации своих подчинённых, но умеющий эффективно охранять интересы своего дела и своей прибыли. На другой — нечто деспотичное, малоумное, жадное и жестокое. Большинство же руководителей будет где-то внутри спектра. Главное — чтобы с более правильной его стороны...