05.08.2016
В данной заметке мы не будем говорить об особенностях подбора работников на удалённые формы сотрудничества. И вообще об использовании интернета в современных формах трудовой деятельности. Задача более узкая — поговорить именно об общении с соискателями, безотносительно дальнейших форм их возможной работы.
Итак, что может предложить Интернет соискателям (и работодателям)? Собственно, не так уж много. Допустимо общение текстом, а также голосом и, самое главное, общение через системы видео-чатов.
Общение текстом может происходить посредством различных коммуникативных каналов. Это переписка в социальных сетях и форумах, отправка и получение писем через почтовые сервисы, текстовые чаты в интернет-мессенджерах. В каждом случае допустимый канал общения зависит от контекста ситуации. Зачастую общение может начаться в одном канале (например, на форуме), а затем перейти «в личку» - через почту или мессенджеры.
Главный плюс текстовых форм общения — возможность более-менее спокойно формировать свои ответы, особенно при «почтовой» переписке.
В определённых пределах удобным может стать возможность писать, отправлять и получать объёмные послания, «проговаривание» которых заняло бы значительное время.
Минусы также наличествуют. Прежде всего, обмен какими-то посланиями это априори не самый быстрый способ всё решить. Люди не видят и не слышат друг друга, и могут опираться исключительно на те строчки текста, что предоставлены собеседником.
Более того, чем оперативнее канал общения, тем хуже грамотность и чёткость мысли. Зачастую, впрочем, собеседники также не будут отличаться гладкостью стиля. Вполне может быть ситуация, когда человек через текстовый чат мессенджера может либо быстро писать короткие сообщения, либо долгие. В первом варианте не получается подробно обсудить всё важное, во втором время идёт, а общение «висит».
Тем не менее, можно выделить весьма широкий спектр профессиональных контекстов, когда стороны через текстовый канал получат друг о друге достаточный объём информации для дальнейших решений. Классический пример — собеседование с переводчиками на удалённую работу.
Общение голосом происходит главным образом через соответствующие функции интернет-мессенджеров. Классика жанра — Skype. То есть собеседники осуществляют своего рода телефонный звонок, но в качестве разговорных устройств используются не только телефоны, но и компьютеры (с наушниками, колонками, микрофонами и т.д.).
Несмотря на то, что именно телефонные звонки являются фундаментальным методом согласования собеседований или их проведения, использование голосового общения через Интернет-решения не выглядит в данном случае популярным. Отчего? Всё дело в том, что если стоит задача провести общение по телефону — то именно по телефону оно и будет проведено. Вплоть до международных звонков.
Вторая же причина — если у людей есть достаточно быстрый интернет-канал, есть соответствующие гаджеты и установлены те же самые интернет-мессенджеры, то наиболее эффективным решением будет установление видео-связи, с использованием веб-камер.
То есть, голосовое общение через Интернет в случае собеседований возможно лишь в каких-то вариантах, когда нет технической возможности на видео-связь (медленный интернет-канал, нет видеокамеры) и есть также желание сэкономить на тарифах обычной телефонной связи, так как тарифы мессенджеров будут либо дешевле (один использует мессенджер, второй собеседник — телефон), либо оплата звонка вовсе будет отсутствовать (у обоих мессенджеры).
Каковы же особенности собеседования через видео-связь?
Прежде всего, соискатель и его/её собеседник получают возможность хотя бы как-то видеть друг друга, а если качество соединения и изображения позволяет, то и получать некую часть сигналов тела. Общение получается более естественным, собеседники видят и слышат взаимную реакцию, могут как-то корректировать дальнейшее течение разговора, опираясь на обычные разговорные «привычки».
Значимых минусов у видео-связи по сути нет. То есть, понятно, что собеседники не видят друг друга целиком или даже так, как если бы они сидели за столом. В отличие от живого общения эффект взаимного восприятия всё равно несколько снижен, огрублён. Кроме того, общение может здорово портить качество связи, либо её обрыв. Подобный обрыв, кстати, в большинстве случаев будет вменяться в вину соискателю. Если соискатель будет стараться снова выйти на связь, будет ждать восстановления контакта, писать какие-то текстовые послания, то работодателю проще всего перейти к следующему соискателю, связь с которым работоспособна.
Но можно и нужно выделить два очень существенных нюанса. Первый касается одежды и заднего фона. Эффект «фото на фоне ковра», так сказать. Никто не требует от соискателя перестраивать его жилище или одевать какой-то очень дорогой костюм (и, в общем-то, костюм как таковой). Но вид соискателя ни в коем случае не должен быть расслабленным, затрапезным, а фоновая обстановка должна носить максимально деловой характер. Если там сзади вещи, шкафы, полки, то всё должно быть прибрано и аккуратно лежать, точно также как и одежда на человеке. Сзади не должны вопить дети (хотя им и хочется), не должны бегать или ползать какие-то другие люди (гости, возлюбленные и т. д.), словом — там не должно быть ничего примечательного.
Второй нюанс касается психологии. Собеседников может разделять множество часовых поясов. Кто-то только начал свой рабочий день, налицо бодрость и концентрация, а у кого-то дело к вечеру, обед, дождь за окном или холодильник разморозился. То есть очень важно отстроиться от собственного нерабочего окружения и выдать свою лучшую концентрацию на результат.
И сим победите...